Как нам обустроить банковский рунет?

Интернет давно перестал быть факультативным каналом коммуникации и стал полноценным

источником информации обо всех сферах общественной жизни. Государство не считаться

с этим не может. Некоторые ведомства уже пытаются регламентировать веб-деятельность

подчиненных им структур и, надо думать, скоро такая практика станет общепринятой.

Центробанк стал одной из первых организаций, попытавшихся создать отраслевой

веб-стандарт. Однако, как водится, первый блин вышел комом.

Принятые Центробанком еще в ноябре минувшего года "Рекомендации по информационному

содержанию и оформлению web-сайтов кредитных организаций" были опубликованы

в окончательной редакции лишь недавно. Итог полугодовой работы над документом

таков: банки получили 8 советов по поводу того, как следует использовать веб-сайты

для банковского обслуживания и 34 позиции, данные по которым должны быть представлены

на сайтах.

В частности, банкам рекомендовано публиковать в сети информацию об учредителях

и аффилированных лицах, информацию о временной администрации или конкурсном

управляющем, о страховании банковских услуг, о наличии ограничений на деятельность

банка. ЦБ также желает видеть на банковских сайтах сведения о лице, ответственном

за полноту и достоверность публикуемых данных.

Соблюдение всех этих требований должно по логике вещей служить залогом информационной

открытости банковских структур. Публикуемая на официальных страницах банков

информация должна показывать, что банк надежен и прозрачен. Упор следует делать

на надзорную информацию, а не на описания услуг банков.

Впрочем, подобные рекомендации во многом сродни забору от добрых людей. Заинтересованные

в информационной открытости банк и без подсказок со стороны ЦБ публикуют все

необходимые сведения. Прочие же могут необходимые данные на своих сайтах разместить,

но сделать доступ пользователя к ним максимально неудобным. Достигается это

просто: например, за счет сложной навигации на сайте или агрессивного дизайна,

неприятного глазу.

Однако кое-какие плоды решение ЦБ все же принесет. Так, уже по внешнему виду

сайта пользователь сможет составить представление о том, является ли банк структурой

прозрачной или же предпочитает манипулировать поведением посетителей страниц

при помощи дизайнерских и технологических ухищрений. Здесь, конечно, возможна

оценка лишь в первом приближении. Но это все же лучше, чем ничего.

Некоторые банковские деятели негативно отзывались о документе, выпущенном Центробанком,

называя его "абсурдом" и полагая, что наличие "Рекомендаций"

будет лишь затруднять деятельность банков. Возможно, ЦБ подошел к задаче не

с того конца и в данном случае был бы более уместен не административный, а корпоративный

подход. Но в любом случае попытка принять отраслевой стандарт по оформлению

сайтов для самого ЦБ скорее плюс нежели минус. По крайней мере, он таким образом

засвидетельствовал твердое намерение обеспечить прозрачность банковского бизнеса.

И может быть, его попытки сделать это выглядят несколько неуклюже, но это —

простительно. Примеров абсолютно успешного регулирования интернет-деятельности

властными структурами в России пока нет и ориентироваться создателям "Рекомендаций"

особо не на что.

Поделиться в соц. сетях