wpth.ru

Зарегистрирован:
7 лет 5 месяцев назад
Индекс цитирования

Сальдо интернета

Виктор Захарченко

источник: журнал «Формула Карьеры» март 2004г.

Бухгалтеры во взаимоотношениях с Интернетом до последнего времени были не

очень активной аудиторией. Речь здесь не идет о людях, по роду своей деятельности

завязанных на программах производства компании «1С»: среднестатистический бухгалтер

в обязательном порядке читает бумажную специализированную литературу, которая

у него всегда под рукой.

По результатам опросов, проводившихся в разное время на сайтах данной тематики,

портрет «среднего посетителя» выглядит следующим образом: это, скорее всего,

женщина 22–35 лет, трудящаяся на должности главного бухгалтера или его заместителя,

с 3–5-летним опытом работы, проживающая в Москве или Санкт-Петербурге. Очень

часто такой бухгалтер ведет сразу 10 фирм или же работает начальником отдела

в крупной бухгалтерии, почти всегда имеет высшее образование, иногда даже

два, но необязательно оба профильные. Руководители проектов, входящих в

бухгалтерский Рунет, в один голос утверждают, что главная особенность их

сегмента – аудитория: профессиональная, думающая, с высокой потребностью

самообучения и взаимовыручкой.

Завоевать внимание «людей со счетами» Интернет мог лишь двумя путями: первый

– перенесение в Сеть всей информации, доступной на бумаге (такой путь избрали

различные издательские дома, специализирующиеся на газетах и журналах для

бухгалтеров), второй вариант – создание на базе ресурса профессионального

коммьюнити, которое будет обсуждать наболевшие вопросы и главное – коллективно

находить их решение. Конек первых – контент, конек вторых – интерактив и

сообщество, готовое решать проблемы совместными усилиями.

Сегмент бухгалтерских сайтов, как и большинство других составляющих Рунета,

начал формироваться три-четыре года назад. Именно тогда появились на свет

так называемые большие бухгалтерские сайты – klerk.ru, buhgalteria.ru и audit-it.ru.

В числе пионеров нового сегмента был и проект «Бухгалтер-клуб» на сервере

ИД «Гарант», однако в конце прошлого года он прекратил свое существование.

Оставшиеся три первопроходца не только на плаву, но и уверенно лидируют в

своем сегменте. Тогда же, на заре становления бухгалтерского Рунета, появился

gaap.ru – сайт о международных стандартах бухгалтерской отчетности.

Ресурсы начали обрастать сообществом заинтересованных в общении лиц. Для

привлечения новых посетителей на сайты выкладывалось немного полезной информации,

а также помещались самые актуальные статьи из журналов. Сайты росли в основном

на постепенно наполняющихся форумах. На каждом из них сформировались «тусовки»,

которые, впрочем, пересекались. О коммерции тогда речи не шло, даже если

за сайтом стояла крупная компания (как за «Бухгалтерией.ру» или за «Бухгалтер-клубом»).

В таких случаях ресурсы использовались только как дополнительная площадка

для PR в Интернете.

Основу популярных сайтов составляли и составляют форумы. Лидеры здесь те

же, что начинали строить бухгалтерский Рунет. Отличий между различными форумами

практически нет, обсуждаются все те же вопросы. Правда, просмотр сообщений

показывает, что на форумах «Бухгалтерия.ру» часто можно встретить беседы,

не имеющие никакого практического значения для бухгалтеров. Однако бухгалтер

тоже человек, и где ему еще общаться на жизненные темы, как не среди таких

же увлеченных профессионалов?

Ключевым является форум «Бухгалтерский учет и налогообложение» (или иные

вариации на тему этого словосочетания, известного каждому бухгалтеру). Так

же ярко представлены форумы для юристов. Разделы для менеджеров и управленцев

пока менее активны, но имеют хорошие перспективы.

«Клерк.ру», который многими не без оснований считается лидером бухгалтерского

Рунета, подтверждает свое реноме и в работе форума.

Борис Мальцев, руководитель сайта «Клерк.ру»: «Принципиальное отличие «Клерка»

от других форумов в том, что над данной частью проекта трудится команда модераторов,

которые являются действующими профессионалами».

Такой подход позволяет посетителям форума задавать адресные вопросы непосредственно

модераторам, а не «в пространство» в надежде на чей-нибудь ответ. К тому

же на «Клерке» существуют FAQ и указатель категорий, то есть делается попытка

классифицировать вопросы.

Счетчика, охватывавшего только бухгалтерский сегмент, не существует. В свое

время над его созданием бились в «Клерк.ру», но проект был закрыт из-за непосильных

трат на его поддержку.

Самым объективным мерилом популярности бухгалтерских сайтов можно считать

систему статистики LiveInternet, которой пользуется большинство ресурсов,

входящих в данный сегмент Рунета. По крайней мере, это единственный рейтинг

с выделенной категорией «Бухгалтерия».

Борис Мальцев: «Клерк» (www.klerk.ru) является лидером по составу и количеству

аудитории, по качеству и объему предлагаемых услуг, по удобству интерфейса.

И пусть это звучит нескромно из уст владельца: лидерство на протяжении двух

лет с отрывом по количеству аудитории более чем в два раза позволяет мне

так говорить».

Проект, несмотря на краснодарскую прописку его владельца, хорошо известен

во всем Рунете. Днем рождения проекта его команда считает 25 октября 2001

года, когда в сети появился сайт www.law.listtop.ru.

Борис Мальцев: «Когда я впервые попал в Интернет, понял, что, несмотря на

обилие сайтов, мне, как главбуху, нигде не нравится. Захотелось сделать такую

страницу, которая отвечала бы моим представлениям об идеальном сайте для

бухгалтера».

17 января 2002 года сайт переехал на www.klerk.ru и обрел собственный дизайн.

Сегодня это постоянная ежемесячная аудитория в 126 тыс. человек, десятки

профессиональных форумов, на которых общаются до 130 человек одновременно.

Почти 40 тыс. человек каждый день получают по электронной почте информацию

об обновлениях на сайте.

Нет в рейтинге (по причине неучастия в LiveInternet и каких-либо других системах

интернет-статистики) сайта Audit-it.ru (www.audit-it.ru), созданного усилиями

одного человека – Виталия Авдеева. Как правило, материалы на сайте пополняются

раз в 1–2 дня. При этом некоторые разделы сайта, например, новости дня, обновляются

каждые 10–30 мин., курсы валют – сразу по публикации их Центробанком. Девиз

руководителя проекта, живущего и работающего в Калининграде: «Платить налоги

– обязанность, платить мало налогов – искусство!»

Проект начинался с обычной домашней странички, открытой в 1999 году. Сам

Авдеев утверждает, что для него поддержка сайта не работа, а, скорее, хобби.

Еще один проект, не участвующий в рейтинге, но оттого не менее популярный,

– www.taxhelp.ru. Его руководитель, Сергей Шаповалов, живет и работает в

Москве, имеет высшее образование по специальности «юриспруденция». Работает

ведущим юрисконсультом департамента налогов и права аудиторской компании

«ЮНИКОН/МС Консультационная группа». Проект называется «Налоговая помощь»

и сосредоточен только на налоговом праве, что связано с профилем деятельности

руководителя.

Довольно высоко в рейтинге расположен один из самых молодых сайтов – «Все

для бухгалтера» (www.pravcons.ru). Создатели позиционируют его как «специализированный

сайт для бухгалтеров, управленцев, юристов». Сайт очень активно продает рекламу

на своих страницах, предлагая размещать информацию о мероприятиях в виде

пресс-релизов или новостей компании, в виде баннерной рекламы. Здесь мощным

инструментом выступают рассылки, на которые подписаны 33 тыс. человек. Правда,

в самом сегменте за сайтом закрепилась не слишком хорошая слава, связанная

с фактами плагиата. От заимствования материалов больше всего страдают издательства,

а многие молодые сайты бухгалтерской направленности не утруждают себя проставлением

ссылок на источник, не говоря уже о запросе разрешения на публикацию тех

или иных материалов.

Рассказывая о лидерах, нельзя обойти такой авторитетный сайт, как «Бухгалтерия.ру»

(www.buhgalteria.ru). Его главным козырем выступает обилие полезных материалов,

чему способствует внушительный список партнеров сервера. Другие позитивные

стороны – интерактивные сервисы и форум. Данный сервер представляет собой

довольно внушительную категорию бухгалтерских сайтов, за которыми стоят мощные

компании и ИД.

«Российский налоговый курьер» (www.rnk.ru) – один из первых бухгалтерских

журналов, уделивших серьезное внимание представительству в Интернете.

Очень порадовали в 2003 году сайты издательского дома «Главбух»: один из

«монстров» бухгалтерской прессы наконец-то начал осваивать Интернет. По данным

агентства «Роспечать», ИД «Главбух» (www.glavbukh.ru) занимает первое место

по количеству подписчиков бухгалтерской периодики. Согласно исследованиям,

проведенным компанией «Комкон» в 2003 году, только журнал «Главбух» сегодня

используют в своей работе более 60% бухгалтеров России.

Нельзя обойти вниманием сайты справочно-правовых систем «КонсультантПлюс»

(www.consultant.ru) и «Гарант» (www.garant.ru). В Сети доступны ежедневные

бесплатные мониторинги законодательства от «Гаранта». Именно по ним Reuters

каждую неделю транслирует новости Российского законодательства.

Сайт Министерства по налогам и сборам расположился по запоминающемуся адресу

www.nalog.ru.

Основной источник дохода бухгалтерских сайтов – реклама: она приносит около

80% средств. Это и баннеры, и информационная поддержка (например, размещение

информации о семинарах, публикация пресс-релизов). Приносит прибыль и продажа

товаров за процент: книги, софт, подписка. Основными же рекламодателями на

бухгалтерских сайтах выступают производители софта, «1С»-франчайзи, аудиторы,

правовые системы, издательства и интернет-магазины. Сколько-нибудь серьезных

баннерных сетей бухгалтерского сегмента нет: сказывается сильная разрозненность

рынка до последнего времени.

На данный момент профессионализм основной массы сайтов растет: материал отбирается

тщательнее, более оперативно обновляется информация.

Вероятно, в ближайшее время в сегменте бухгалтерских сайтов будет совершенствоваться

продажа услуг через Интернет, в том числе будет распространяться платная

информация в электронном виде. Сами сайты начнут осваивать платежи через

Интернет, обретая навыки бухгалтерского дела непосредственно в Сети.

Поделиться в соц. сетях